Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр очень нужно малышам для развития речи. Развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Подтверждено учеными-физиологами, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. А почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность, занимает проекция кисти руки.
Играя в пальчиковые игры, малыш учится сосредотачиваться, улучшает свою координацию, развивает концентрацию внимания. Развитие мелкой моторики с года должно происходить так же при помощи игр с мозайкой и конструктором. С этого возраста игры для детей становятся более понятными и начнут вызывать удовольствие.
Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Это игры со стишками, потешками, историями, которые исценируются при помощи пальцев. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятия надо с разминками пальцев, сгибания и разгибания. Вот несколько примеров пальчиковых игр:
При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.
Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый кот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!
«Тортик»
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем, (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками)
А верхушку сладким кремом. (по плоскости стола)
Можно не учить детей читать до года — этот навык формируется и в старшем дошкольном возрасте без ущерба для интеллектуального развития, и только в раннем возрасте происходит развитие мелкой моторики. К младшему школьному возрасту влияние двигательного центра на речевой ослабевает, поэтому развитие мелкой моторики, занятия в пальчиковые игры нужно стимулировать как можно раньше.